Зодчие
Северо-Запада
Проектирование, строительство и ремонтно-реставрационные работы по сохранению памятников архитектуры с 2009 года.

Наши проекты

Нижний Новгород, Покровская церковь
Выполнение работ по реставрации ОКН "Музей быта народов Нижегородского Поволжья" МАУК "Архитектурно - этнографический музей - заповедник "Щелоковский хутор" (г. Нижний Новгород, ул.Горбатовская, 41) (Музей быта народов Нижегородского Поволжья. 2) Покровская церковь", 1794 г.)
Начало работ 2019 г.
Окончание работ 2020 г.

Описание объекта - Покровской церкви из села Зеленово Городецкого района в архитектурно-этнографическом музее-заповеднике «Щёлоковский хутор» в городе Нижнем Новгороде.
Покровская церковь, одна из двух деревянных церквей села Зеленово была перевезена в музей в 1970 году.
Авторами проекта реставрации являются архитекторы В. А. Лапин (1970 г.) Ю. Г. Самойлов (1989 г.)
В 2008 г. присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства Нижегородской области от 25 июня 2008 года № 249).
Основываясь на натурных и историко-архивных исследованиях, авторы проекта пришли к выводу, что Покровская церковь в основе своей сохранила объемно-планировочную структуру характерную для клетской церкви XVII – XVIII вв. При её реставрации главным образом использовался метод аналогий. На наш взгляд главной задачей сегодняшней реставрации является: а) сохранение подлинных частей памятника, к каковым относятся прежде всего сруб (стены) за исключением двух нижних реставрационных венцов, перекрытия, б) неизменность сложившегося облика, в) приведение отдельных конструкций (цоколь, полы, крыльцо) в соответствие с исторической традицией.
Больше фото
Объекта культурного наследия федерального значения «Палаты XVII – XVIII вв.»,
Первое упоминание о Кожевниках или Кожевенной слободе в Москве в Патриаршей или Никоновской летописи относится к 7055 (1547) год. В середине XVII века вниз по Москва-реке от Земляного вала был район, населенный кожевниками.
В XVIII в. слободы и села, находившиеся в границах Москвы, еще далеко не полностью влились в сеть городских кварталов, а представляли собой отдельные улицы с переулками, рощами, полями, пашнями и огородами. Такими поселениями кроме они превращались постепенно в улицы и переулки города, входя в сомкнутую сеть его кварталов.
В 1751 году домовладение принадлежит Ивану Сапорову. Затем участок принадлежит Михаилу Осипову сыну Симена, а в 1778 году его покупает за 3000 рублей Иван Иванов сын Квасниковаю. В 1781 году участком владеет тульский купец Николай Семенов, затем купец Яков Кузьмин сын Петелин, который в 1782 году продает его Прасковье Семеновой, жене Ивана Иванова сына Квасникова.
Согласно Делу 1817 года на плане владения Федора Васильевича Пучкова показан основной каменный объем в размерах двустолпной палаты с деревянной нежилой пристройкой по Банному переулку. В 1833 году появляется одноэтажная нежилая деревянная пристройка с бокового фасада.
План 1850 года показывает дом Федора Васильевича Пучкова без изменений, только деревянная пристройка по Банному переулку становится каменной.
В Деле 1874 года по владению Замкова Ивана Дмитриевича даны чертежи предполагаемой постройке - рассматриваемого дома. Трактовка фасадов в строгих формах. В плане же существенные изменения – два столба опоры в первом этаже предлагается уничтожить и заменить двумя параллельными капитальными стенами, между которыми встраивается лестница. По фасаду в нижнем этаже прорубаются дополнительные окна, устраиваются три печи в объем старой двустопной палаты. Но предполагаемая перестройка не была осуществлена.
Согласно Делу от 1899 года владения купца Агеенко двустолпная палата в первом этаже остается без изменений, даже запрещается устройство двух печей около столбов. Вход переносится во двор, где получает башнеобразное псевдобарочное завершение. Запрещается прорубка окон - по боковому фасаду остается 6 окон, во втором – 9. Фасады получают сложый и дробный декор, характерный для последней четверти XIX в века.
В 1915 году в здание проводится электричество.
«Двустолпная палата» - это сохранившаяся наиболее древняя часть двухэтажного каменного дома. Палаты являлись главным домом городской усадьбы кожевнической ремесленной слободы. Усадьба с самого начала выполняла жилые и производственные функции, т.е. была малым кожевенным ремесленным «заводом» или «кожевенным двором». Большинство зданий усадьбы сохранилось до начала 70-х годов XX века, когда они были снесены в связи с подготовкой территории под строительство центральной канализационной насосной станции (ЦКНС).
В 1973-74 гг. от здания двустолпной палаты были отломаны поздние кирпичные двухэтажные пристройки конца XIX в. (северная входная галерея), пристройка восточного крыла и восточный г-образный выступ конца XVIII в. с остатками сводов помещений первого и второго этажей.
Таким образом, к 1975 году, когда здание было поставлено под охрану как памятник архитектуры, от него осталась только часть в габаритах двустолпной палаты (в плане) и без входа на второй этаж.
В 1975 году в двух метрах от северной стены палат был выкопан котлован, а затем, смонтирован и опущен на глубину 16,5 м железо-бетонный резервуар центральной канализационной насосной станции, в результате чего фундаменты палат дали сильную просадку в сторону опускаеиого резервуара и дом получил деформацию. На восточной и западной стенах появились большие сквозные трещины, с частичным вывалом кирпичной кладки, в северной части сводов двустолпной палаты разошлись своды, также с частичным вывалом кладки.
Зимой 1975 г. на памятнике были произведены противоаварийные работы по удержанию конструкций, закреплению их на время возведения станции. Выполнение железо-бетонного пояса на уровне верха фундаментов палат с поперечными распорами и системой металлических креплений из стоек и напряженной арматуры позволило сохранить памятник в течение 3 лет строительства ЦКНС. В дальнейшем памятник оказался бесхозным до начала работ по его восстановлению в 1990 г.
В 1990 г. памятник представлял собой двухэтажный кирпичный объем с сильно деформированными стенами северного, восточного и западного фасада, без крыши, с рухнувшим чердачным перекрытием, без рам окон и дверей. Штукатурный и гипсовый декор фасадов конца XIX в. почти полностью утрачен. Планировка помещений второго этажа полностью утрачена, Кирпичные своды толщиной в 1,5 кирпича двустолпной палаты первого этажа во многих местах имели глубокие и сквозные трещины; местами имелись вывалы кладки. Здание памятника было засыпано грунтом и строительным мусором до уровня верха окон первого этажа.
Больше фото
Нижний Новгород. Дом Павловой
Выполнение работ по реставрации ОКН "Музей быта народов Нижегородского Поволжья" МАУК "Архитектурно - этнографический музей - заповедник "Щелоковский хутор" (г. Нижний Новгород, ул.Горбатовская, 41) (Музей быта народов Нижегородского Поволжья. 5) Дом Павловой (середина XIX в.))
Начало работ 2019 г.
Окончание работ 2021 г.

Описание объекта - Деревянный дом, который известен как «Дом Павловой», является одним из пятнадцати памятников деревянного зодчества, представленных на территории музея «Щёлковский хутор». Дом происходит из деревни Раково Ковернинского района Нижегородской области . Внушительны его размеры – 19.3х9.25 метра, таким образом, жилое сооружение «Дом Павловой» - самый большой и роскошный в музее «Щёлковский хутор». Он был перевезен на территорию музея деревянного зодчества в 1980 - х годах.
Дом отличает развитая планировка. На двух этажах расположены четыре жилых избы с печами, широкие сени, узкие сени вдоль сруба левого крыла здания со входом в чулан, под пристроенным трёхстенным срубом, с лестницей на второй этаж, двухэтажным коридором у правого крыла здания, хозяйственной клетью, горницей и молельней, над пролётом больших сеней. Над домом возвышается небольшая дощатая постройка под двускатной крышей, имитирующая мезонин, «мезинин», как говорили местные жители, с широким трёхсоставным (итальянским) окном на фасаде и слуховым окном в тимпане треугольного фронтона. Внутри сохранились интерьеры, заполненные подлинными предметами мебели - лавками, столами, шкафами, а так же предметами культа - иконными киотами с иконами, деревянными кроватями в горнице над большими сенями.
Больше фото